суббота, 1 сентября 2012 г.

Проект "Вдохновись Беларусью"

Здравствуйте, наши дорогие читатели! 

Спешим поздравить вас с первым днем осени, началом нового учебного года! 
 Новый сезон мы предлагаем вам начать с нами.  Первый белорусский ЧБ и автор проекта  The Оlgas рады представить вам новый проект - "Вдохновись Беларусью"!
               Суть проекта состоит в том, чтобы вдохновившись одной из преложенных тем, сделать любую работу, выполнив условия, предложенные на каждом этапе. И начинаем мы с темы "Слуцкие пояса".



Условия задания:
1.Вы должны использовать один из обязательных элементов на выбор: изображение пояса (или его настоящий кусочек, вдруг у вас дома завалялся), бахрому или нитяную кисточку. Скрап-работа может быть любой – страница, открытка, рамка и т.д.
2.Напишите несколько слов о том, почему вы вдохновились и выбрали именно это изображение слуцкого пояса или решили использовать бахрому, кисточку.
3. Ссылка на этот пост обязательна.
4. Работа должна быть новой, опубликованной после выхода задания.
5. Работа может участвовать в других заданиях, но не более чем в трех, включая это.
6. Срок приема работ с 1-09 по 23-09-2012 включительно.

Что же такое слуцкий пояс?
Слуцкие пояса: статус, кошелек и сплошные тайны.
Слуцкий пояс - элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусско-литовской) шляхты. Считался признаком благородного происхождения, и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк в Беларуси.
 
  
Немного истории
           Сначала на земли Речи Посполитой пояса привозили с Востока. В 1758 первая мануфактура-персиярня открывается в Несвиже. Позже князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька свою мануфактуру перенес из Несвижа в Слуцк. Вот, собственно, с этого и начинается история самых знаменитых не только в Беларуси поясов.
          Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
         Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано в Москве и Франции.
         Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях, вошедших в состав Российской империи, было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд.
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.
         Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.
 
  
Малоизвестные факты

  • Пояс - исключительно мужская забава. Ткали его только мужчины, причем в одиночку с такой работой справиться было нельзя. Самый искусный мастер ткал голову. Носили их тоже только мужчины-аристократы. И даже надевать их помогали тоже только мужчины. Ходило поверье, что если женская рука коснется драгоценных нитей, ткань потускнеет и пояс можно будет сразу выбросить. Так что Максим Богданович сильно ошибался. (Это стихотворение учили наизусть все белорусские школьники. К нему обязательным пакетом шла нудная лекция о притеснении простых людей в те времена).
  • Цена одного пояса приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой. Сегодняшняя цена пояса начинается от трехсот тысяч долларов.
  • На одно изделие шло от 400 до 800 грамм золота.
  • Самый знаменитый мастер Ян Маджарский стал выпускать 4-лицевые пояса (каждая из лицевых сторон имела два самостоятельных рисунка). Такой пояс можно было носить с четырьмя разными одеждами по разным поводам - торжественной, будничной или скорбной. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
  • Слуцкие пояса использовали в качестве кошельков. Перед тем как его повязать, пояс складывали по длине вдвое. В такой своеобразный карман и складывали деньги.
  • Пояс состоял из средника, головы (красивого орнаментального рисунка на конце пояса) и бахромы, которую стали пришивать только для польской шляхты.


 
      В Беларуси на сегодняшний день хранится около 11 (11! из нескольких тысяч) поясов, большая часть которых составляют фрагменты. Наверняка до сих пор хранятся пояса в некоторых костелах, ведь из них с конца XVIII века шили орнаты для священнослужителей. Есть они и в частных коллекциях, но владельцы не афишируют свои ценности.

 
      Самая драматичная судьба у пропавшей во время войны из Государственной картинной галереи (нынешний Художественный музей) коллекции слуцких поясов из Несвижского замка. 32 пояса были переданы галерее после того, как замок в 1939 году оказался на советской территории и его ценности были национализированы. Считается, что пропали пояса в 1941 году, когда Минск был захвачен фашистами. Их судьба до сих пор не известна, музейщики выдвигают множество версий, порой самых невероятных – от банального мародерства до тайного подземного убежища, до сих пор не найденного.

Вот как раскрыли тему слуцких поясов девушки  нашей ДК

Чтобы вспоминать весну холодными вечерами. :)
Целая жменя кисточек была привезена из дружественной Украины в прошлом году. Я их повесила над рабочим столом и любовалась переливами. Еле-еле отжалела одну для страницы про себя же. :)
Сейчас вижу, что стоило бы развернуть кисточку в другую сторону.
 
Разворот в артжурнал *Insp.Bel.*
Тема слуцких поясов присутствует в виде собственноручного нарисованного изображения узора пояса. Дубовые листочки, засушенные, а также использованные в качестве маски, и фрагмент из книги с изображением василька "намекают" на то, что они использовались как мотивы для узоров поясов.                            
Первая страница в тревелбук о Беларуси посвящена городу Слуцку. В основе работы - фото Кальвинского собора и Слуцкой гимназии. Использованные принты для создания фона странички, цветы перекликаются с изображениями на слуцких поясах, кисточка - также непременный атрибут пояса, а катушка - символ ткачества.
 
Разворот в арт-журнал. Граттаж. Стихи М.Богдановича "Зорка Венера".
 
 
Второй разворот - "Слуцкие ткачихи", так же на стихи М.Богдановича.
Размер всех стр 14*14 см.
Про то, что ткали пояс мужчины, я знаю, там ещё и недюжинную силу приложить надо - пояс-то непростой. Но меня с детства трогало это стихотворение, как образ белорусской женщины. Почти все они занимались ткачеством, и подневольным тоже. О них мой разворот.

Мой тканевый арт-бук, все про Беларусь. Вдохновило, конечно, же стихотворение Максима Богдановича "Слуцкие ткачихи". Текст распечатала на состаренной бумаге и пришила. Ну и конечно, льняные ленты с белорусскими узорами.
Рамка-подвеска для прекрасной девушки, которая живет в белорусском Полесье. Тема слуцких поясов отражена не только во  фрагменте вышивки, которая служит декором рамки, но и самим фото девушки.

 И приятная новость, - начиная с этого проекта, к нашей команде присоединилась еще одна очаровательная скрап-леди Наталья Ashatanka

И работа Наташи. Встречайте!
Васильковые мотивы бумаги, синий и серый цвета, использованные в работе, напоминают нам узоры на слуцких поясах. Бахрома и кисточки - также неотъемлемые атрибуты - у меня льняные, чтобы дополнительно подчеркнуть национальный колорит:)

Надеемся, мы вас вдохновили! С нетерпением  ждем ваши работы!


13 комментариев:

  1. Работы великолепные! И тема очень интересная!

    ОтветитьУдалить
  2. Ого!!! Это очень интересное, но в то же время сложное задание!!! Есть над чем подумать!!!
    А вот дизайнеры постарались на славу, все работы- прекрасны!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Приятно, что задание не просто задание, но ещё и нечто познавательное, "натхняе" весьма!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. девушки, вы все невероятны!!!!!!!!!вы гении в юбках!!!!)))

    ОтветитьУдалить
  5. работы дизайнеров невероятные в техничном плане! красота необыкновенная и мега-интересное задание!

    ОтветитьУдалить
  6. Работы просто какой то невероятной красоты и глубины. Спасибо дизайнерам за вдохновение

    ОтветитьУдалить
  7. Полина, Инна, спасибо! Будем ждать ваши работы по нашему заданию!

    ОтветитьУдалить
  8. Девочки, а нужно только ОДИН элемент, или ХОТЯ БЫ один? Просто в работах ДК ведь не только один элемент.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно присутствие хотя бы одного из предложенных элементов. Хотите все применить, пожалуйста :)

      Удалить
    2. Тогда легче, спасибочки!

      Удалить